С 2022 года участники грузоперевозок смогут подключиться к государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) и оформлять транспортные накладные в цифровом формате. Рассказываем, кому нужно переходить на «цифру» и как подготовиться к переходу.
Зачем нужны электронные транспортные накладные
В октябре 2020 года Минтранс запустил эксперимент по переводу бумажных перевозочных документов в электронный формат. Он коснулся и транспортных накладных. Для работы с электронными документами был создан прототип единой государственной информационной системы — ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Компании взаимодействовали между собой через системы операторов ЭДО. Были разработаны правила обмена и экспериментальные формы электронных документов — транспортной накладной и путевого листа.
Грузоотправитель, грузополучатель и транспортная компания заверяли документ электронной подписью через логистический сервис DropCat, а сотрудники ГИБДД и Ространснадзора контролировали процесс через прототип ИС Минтранса России. Эксперимент завершился успешно, поэтому Минтранс инициировал масштабный переход на ЭДО, который коснётся всех юрлиц, связанных с грузоперевозками.
Новая ГИС ЭПД ещё не доработана, но её планируют протестировать и запустить до конца декабря 2021 года. Форматы электронных документов налоговая уже разработала, но пока не утвердила.
Бизнес начнёт подключаться к системе с 1 января 2022 года. Не исключено, что и правила обмена электронными документами будут дорабатываться и совершенствоваться.
В Минтрансе считают, что за счёт перехода на бездокументарный оборот к 2030 году Россия сможет в 6 раз увеличить скорость перемещения грузов и передачи информации о нём. А пока развитие грузоперевозочной системы сдерживает именно то, что многие документы формируются на бумаге.
Замминистра Минтранса Алексей Семёнов еще в начале эксперимента отметил, что после реализации проекта данные занесённых в реестр транспортных средств будут автоматически считываться камерами фото- и видеофиксации и передаваться в систему. Благодаря этому не придётся останавливать водителей в пути для проверки документов. Время доставки грузов значительно ускорится.
Бизнес не будет напрямую работать в ГИС ЭПД. Посредниками между ними выступят операторы электронного документооборота. Оформлять и отправлять документы нужно будет с помощью решений этих операторов. Бизнес сможет подключиться только к тем операторам и использовать только те решения, которые одобрит Минтранс.
Примерная схема взаимодействия участников ЭДО:
Это аналог обычной транспортной накладной, созданный в специальной системе и заверенный квалифицированной электронной подписью. Его не надо распечатывать на бумаге.
Предназначение электронных транспортных накладных (ЭТрН) то же, что у бумажного документа. Первое — подтверждение заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги. Второе — подтверждение расходов на логистические услуги.
Эксперимент помог отработать базовые сценарии оформления и обмена электронной накладной. В Приложении № 4 Постановления № 2200 правительство представило новый формат ЭТрН. Так, например, если экспедитор является грузоотправителем, он должен будет поставить галочку «Является экспедитором», в пункте 1а указать сведения о заказчике перевозки.
А в разделе 3 указать объявленную ценность груза.
Согласно проекту Приказа ФНС документ будет содержать четыре файла обмена:
Также документ может содержать и дополнительные файлы в зависимости от обстоятельств исполнения договора. Например, если изменились конечный пункт доставки груза, водитель, транспортное средство, стоимость перевозки или порядок расчёта. То есть информацию обо всех изменениях нужно будет отражать в электронном документе.
С 1 января 2022 года юридические лица и ИП, которые так или иначе связаны с грузоперевозками, смогут плавно подключаться к ГИС ЭПД. Это грузоотправители, грузополучатели, логистические компании, фрахтовщики, фрахтователи. Обязательный обмен электронными транспортными накладными планируется с 1 января 2023 года. До этого момента участники системы могут создавать и отправлять ЭТрН на добровольной основе.
Небольшие компании могут обмениваться ЭТрН в облачных сервисах. После того как участники перевозок согласуют участие в электронном обмене, нужно будет настроить веб-интерфейс для работы — это занимает 2-5 дней.
Крупные компании, как правило, меняют бизнес-процесс и настраивают взаимодействие сервиса обмена с учётными системами. Обычно требуется от двух недель до нескольких месяцев в зависимости от масштабов компании и процессов, переводимых в электронный вид.
К преимуществам можно отнести:
К тому же в отличие от бумажного электронный документ нельзя потерять или испортить.
Но есть и минусы:
Обратите внимание! Обмен электронными перевозочными документами, в том числе и транспортной накладной, возможен только при согласии обеих сторон.
10.01.2022